Прекрасный текст Губина о современной русской прозе. Хочется цитировать крупными кусками.
ни в одной из книг темой, пусть даже второго плана не был труд, то есть, прошу прощения за избитый оборот, созидательный труд. Ни в одном из романов герои, пройдя преграды, унижения, обманы и предательства, не отреставрировали, скажем, старый пароход, чтобы дать ему новую жизнь и найти личное счастье. Более того, единственным известным мне романом, где такой труд присутствовал, был вышедший в 2000-м "Ноль часов" Михаила Веллера. Там команда крейсера "Аврора", отремонтировав двигатели и орудия, отправляется через Неву, Ладогу и канал имени Москвы в Первопрестольную, дабы из главного калибра расфигачить Кремль с обитателями, что делает этот текст родственным позднее написанным "Дню опричника", или "Сахарному Кремлю" Сорокина, то есть памфлетом, политической сатирой, талантливой карикатурой.
Вся работа во всех русских романах сведена к мелькающему на заднем плане офису, который перерабатывает людей в планктон, питательную среду для китов капитала. Единственный роман труда — это "Кофемолка". Там молодая пара, из числа тех американцев, что деньги заработала виртуально, на финансовых производных, решает вложиться во что-то реальное и открывает венскую кофейню в Нью-Йорке. Там много таких, разбогатевших и наивных, мечтающих об идеальном ресторанчике, о правильном магазинчике. И вот читать эту историю невероятно увлекательно, хотя и грустно, потому что в Москве и Питере кипят те же страсти, однако ж романов про эти нешуточные страсти-мордасти нет.