Я очень долго думал об этом и теперь могу рассказать, к чему я в итоге пришел. У искусства особая цель, иначе оно бы не могло существовать. Эта цель — выживание. Искусство помогает выжить. Вы спросите, чем оно может помочь? Дело в том, что искусство делает вас более внимательным — и по этому поводу я всегда рассказываю одну историю.

Однажды, когда мне было 17 лет, я сидел напротив мамы за кухонным столом и вдруг решил — я нарисую ее портрет. В тот момент я посмотрел на нее и — вы знаете, как это происходит, когда вы решаете нарисовать что-то, — я понял, что до этого не имел ни малейшего представления о том, как она выглядит. Только когда я решил нарисовать маму, мне стала интересна ее внешность. За много лет я просто привык к ней, так же, как мы привыкаем ко всему, что нас окружает, особенно к тому, что видим чаще всего.

Смысл эпизода в том, что после него я решил, что подлинная цель искусства — это сделать нас внимательнее, чтобы мы увидели, что именно находится перед нами и поняли, что настоящее, а что нет, в отличие от тех представлений о вещах, которые были у нас раньше. Получается, что у искусства есть отчасти буддийский смысл — оно помогает увидеть то, что находится прямо перед нами, иначе мы не сможем ничего увидеть и понять в целом.