Show me something I don’t now2012 год
Режиссер Дэвид КроненбергЯ полагаю что те, кто просто повелся на рекламу и пошли смотреть кино с “этим парнем из Сумерек”, отчасти получили то, что хотели. Этого парня в фильме много, и он если не хорош, то как минимум абсолютно адекватен в практически в каждом кадре. Возможно, даже был это лучший каст из возможных. Потому что даже если вас безмерно бесит Роберт Паттинсон - это тоже работает на фильм. Сценарий “Космополиса” не предполагает обязательного сопереживания главному герою. Если все его понты поначалу кажутся дешевыми - так даже лучше. Тем веселее вам покажется эта история, которая начинается именно с понтов.
читать дальшеКак-то утром миллиардеру Эрику Пакеру приспичивает сделать новую стрижку, и он, презрев все предупреждения службы безопастности, отправляется в своем навороченном лимузине на другой конец города, где расположен единственный подходящий для этого дела салон. Где-то за бортом лимузина шляется кортедж американского президента, похоронная процессия известного артиста, анархисты с трупами крыс в карманах и неизвестный с ружьем, который зачем-то охотится на главного героя. Как в свое время и в “Crash” (сценарий к которому Кроненберг тоже писал сам) автомобиль здесь - нечто большее, чем просто часть обстановки. Внутренности лимузина становятся главной декорацией совершенно издевательской авторской постановки , которая немножко маскируется под детективное кино. Стены лимузина - последний бастион защиты Эрика от внешнего мира. Пока он в нем, он самому себе кажется в безопастности. Хотя его мир последовательно разрушается. За процессом разрушения Кроненберг следит особенно пристально, не упуская ни малейшей детали. За время действия фильма главный теряет сначала галстук, потом пиджак, потом жену, состояние, охрану, и, наконец, сам выходит на улицу из-под защиты бронированных стекол, чтобы встретиться со своим страхом лицом к лицу...
На самом деле “Космополис” - это безумный трип, путешествие на край смерти, впрочем, прекрасно срежиссированное. Каждая деталь, упоминающаяся в бесконечных диалогах фильма (в “Космополисе” потрясающе много болтают, и удивительно мало делают) в конце-концов работает на общую идею, каждая сцена, даже если вам кажется, что она вставлена туда только для того, что бы вы покраснели или похихикали, потом ляжет в общую мозаику, даже самые физиологичные подробности будут обыграны до конца. При этом нет ощущения, что автор использовал некие шаблонные решения, чтобы добиться нужной реакции. Очень точно поданы в “Космополисе” сцены насилия - все, как одна, совершенно внезапные и алогичные, и потому особенно жуткие. Абсолютно роскошна сюрреалистичная сцена уличных беспорядков, когда озверевшая толпа пытается перевернуть машину, овученная текстом речи финансового аналитика, произносимым под водку и звучащим, как хрестоматийный бред. Прекрасен ностальгический заезд в детство главного героя, и особенно феерично он смотрится как раз после того, как тот хладнокровно убивает человека. Над диалогами Эрика и его жены просто хотелось рыдать в голос, настолько они абсурдны и при этом как будто подсмотрены из жизни (я не раз слышала такие из-за соседних столиков в кофе).
Кстати, Кроненберг не писал сценариев к своим фильмам со времен “Экзистенции”, и я понимаю, что я успела соскучиться. Соскучится по манере снимать так, будто спецэффекты не изобретали вовсе, по упору на звучащий с экрана текст, по фирменному авторкому цинизму и по фирменной авторской игре со старой как мир темой смысла жизни. “Космополис” - это такое мое личное возвращение домой.
Да, в этом есть элементы самоповтора. Да, как и в “Crash” персонажу не остается ничего, как находить извращенное удовольствие в саморазрушении. Но если в “Автокатастрофе” совершенно определенный happy end, то финал “Космополиса” открыт. Ты получил все, к чему так стремился. Вот она, твоя боль. Но ее ли ты хотел на самом деле?