Если постоянно дышишь воздухом, перестаешь обращать внимание на то, что он есть. Если ты вырос на Led Zeppelin, в какой-то момент ты перестаешь замечать их уникальность. Сначала просто потому, что особо не знаешь ничего, сравнивать не с чем, и поэтому просто воспринимаешь их как есть. Потом, вроде бы, нет смысла копаться в музыке, которую любил 10 лет тому назад. В том, что любишь, вообще довольно сложно копаться. Потом тебя поглощает другая музыка, с другими внутренними законами, и все прочее на время отходит на второй план.
Я довольно долго не слушала хард-роковые группы из 70-х и их последователей. А тут как-то пришлось, и неожиданно стало очевидно, что за столько лет почти никто так и не смог приблизиться к Led Zeppelin по мощности и легкости, с которой эта мощность достигается. Без бессмысленной молотьбы по бочкам, без пары-тройки лишних гитаристов, без грузилова по низам. Иногда мне кажется, что их название идеально характеризует звук — очевидно совершенно вынося всех, кто находился в зале, он в тоже время не прибивал к полу. У Лед Зеп все-же в арсенале нет ни одного приема из излюбленного циркового арсенала хард-роковых команд - за конструирование этого арсенала ответственны другие персонажи. Они просто могли позволить себе максимально развернуться в рамках своего довольно аскетичного по теперешним временам инструментария. И мне кажется, что это целиком заслуга Роберта Планта.
Дело не только в точности интонаций, в виртуальном музыкальном пространстве вокал задает потолок. Благодаря Планту у Led Zeppelin потолок необычайно высокий, а под ним можно располагать любые, даже самые хрупкие ажурные конструкции — они все равно будут масштабными. Это то, что в западной прессе называют big voice. Будь он слабее, остальным пришлось бы сворачиваться — иначе они бы неизбежно забивали вокалиста. Отчасти именно big voice не хватает во многих плантовских сольниках, но там ему просто не была нужна такая интенсивность. В Led Zeppelin все отстроено от нее, там Плант «включается» на максимум. И делает это до сих пор легкостью, которая, я полагаю, у многих других вокалистов должна вызывать тихую зависть. Это отлично слышно по «Celebration Day», на котором Планту, на секундочку, 59. Если не смотреть на сцену — почти никакой разницы с записями 35-летней давности.