Я нашла эти выкладки у себя в черновиках, и решила все-таки вывесить их в паблик. Я понимаю, что все, кому это было интересно, все обсудили уже давно. Может, оно и к лучшему. Я же просто хочу зафиксировать некоторые свои, хм, умозаключения. В большей степени в личных целях.
Мне с этим сериалом BBS довольно долго был непонятен один момент. Моффарт с Гатиссом вменяемые же люди, так
зачем... зачем надо было устраивать затянувшееся на целый первый сезон цирковое представление "Шерлок Холмс и полиция"? Понятно, мы к этому привыкли. Тупой инспектор смиренно внимает речам Умного Человека - общее место во всех экраницазиях. Но я в первый раз наблюдала расклад, при котором очевидно полиция Холмсу нужна гораздо сильнее, чем Холмс полиции. И было чувство, что создатели шоу специально акцентируют этот момент, для закрепления, так сказать, эффекта.
Честно говоря, поначалу у меня было одно объяснение подобному сценарному выверту:
Заигрались.
Нет, серьезно. Это, кстати, проблема очень многих настоящих фанатов, которые больше любят персонажей, а не текст. Так и хочется куда-нибудь влезть, докрутить, поменять, в общем, улучшить долюбить и воскресить в меру собственного таланта. Поэтому у Питера Джексона эльфы внезапно приходят в Хельмову Падь (одобрительные аплодисменты в зале).
Плюс общая инфантилизация, от которой тоже никуда не деться, и с которой приходится считаться. Персонажи из тех кому за тридцать повсеместно ведут себя как подростки, и ни у кого это не вызывает никакого чувства внутреннего дискомфорта. На этом фоне лирический герой, например, романа Коэна "Прекрасные неудачники" - не просто зрелый мужчина, а прямо-таки глубокий старик. "Шерлок" - все-таки изначально продукт, рассчитанный на массовое потребление, он должен быть понятен и относительно прост.
Я так думала ровно до выхода серии "The Reichenbach Fall".
Наверняка, когда "Шерлок" утверждался в производство, он шел подробным планом сезона на три. (Если бы речь шла об американском сериале, я бы с уверенностью говорила - сезонов на шесть). По другому сейчас никто не работает.
Для того, чтобы выставить своему персонажу ту "вилку", которую выставили создатели сериала в последней серии второго сезона, они должны были подготовить для этого почву. Чтобы хотя бы на минуту, но все бы задумались: а вдруг он на самом деле шарлатан? Вдруг это синдром Мюнхгаунзена, а не гениальность? Да черт побери, что он вообще сделал такого? И специальный загиб для умников (повелись, кстати, обозреватели Афиши): ах, какой был бы поворот, если бы это действительно был сериал про ловкого шарлатана?
Такой ход нельзя делать на пустом месте, не подготовив для этого почву. Что ж, весь первый сезон и пол второго ее тщательно унавоживали. Весьма, надо сказать, успешно.
Насколько оправдан прогиб материала под одну удачную идею - вопрос отдельный. Лично мне импонируют любые безумные идеи, если они внутри себя обоснованы.
Еще бы теперь понять по третьему сезону, зачем им понадобился глава преступной организации, который вряд ли способен что-то организовывать вообще.