Из всех крышевышебающих музыкальных икспириенсов в моей жизни самым удачным и самым своевременным оказалось знакомство с Einstürzende Neubauten.
Надо сказать, в вопросах музыки мироздание никогда меня не щадило. Дело было году в 96-м, группа уже успела распрощаться со своим главным композитором Айнхайтом и подрастерять былой радикализм, а Бликса — переключиться на баллады, теоретически могли иметь хождение более поздние концертные записи, но мне достался на запиленной видеокассете именно «Halber Mensch». Мышление, я полагаю, мне это поправило основательно. В том смысле, что потом все остальное казалось просто easy listening.
«Halber Mensch» снят в 1985-м во время пребывания группы в Японии режиссером Сого Ишии. То, что они, как говорится, нашли друг друга — неудивительно. Ишии известен в частности тем, что снимал фильмы про байкеров, на съемки приглашал современных ему рокеров The Roosters, The Rockers, Inu и The Stalin, его интересовали вещи, выходящие за традиционные рамки. Einstürzende Neubauten он фиксирует с маниакальной тщательностью. Он снимает их на концертах, он тащит их в старый захламленный ангар и снимает там, и как истинный японец, не может удержаться от местных аналогий, выпускает на площадку танцоров буто, и на этом моменте наступает полный аут (осторожно кликайте на ссылку, это может быть очень неприятно).
Меня всегда удивляло другое. То, каким было отношение к Einstürzende Neubauten в то время. Бликса и компания уже начали играть что-то отдаленно напоминающее музыку, но все еще по большей части вдохновенно громко вопили и били по железкам. Ник Кейв еще не отформатировал мистеру Баргельду мозги, хотя тот уже активно пер в направлении самообразования, и этот процесс, кстати, у меня всегда вызывал просто немое восхищение. Сложно представить себе группу, на тот момент более радикальную и менее приспособленную для среднего восприятия. Группу с более дурной репутацией. В те времена они не щадили ни себя, ни зрителей. Потом, впрочем, тоже стало не легче — помнится, Боно их выпер с разогрева Zoo TV Tour, потому что на одном из концертов в зал была брошена заменявшая музыкальный инструмент железка. Все не коктейль Молотова, и на том спасибо.
И вот они едут в Америку от Гёте-института (!), где к ним, кстати, за кулисы наведываются нервные представители местной администрации, дабы заранее пригрозить этим типам оружием, справедливо полагая, что эти типы по-другому не поймут. То есть вот они несут немецкую культуру в массы. В Японии с ними носится местный культовый режиссер, после чего две последующие пластинки - «Fünf auf der nach oben offenen Richterskala» и «Haus der Lüge» - вроде как начинают активно слушать на островах.
Мне всегда казалось, что это был некий очень большой аванс. Какое-то удивительное предчувствие космоса. Потом будут и всякие саундтреки, и постановки Die Hamletmaschine и Faustmusik. Но до них группе еще эволюционировать и эволюционировать. До «Tabula Rasa» - еще пять лет.